Об авторе: Австралийка Кети Шариф (Keti Sharif) посвятила изучению, исполнению и преподаванию средневосточных танцев всю жизнь. За время своей карьеры она жила во многих странах, включая Турцию, Малайзию и Сингапур. Теперь Кети живет в Египте и создает различные инструкционные программы, основанные на ее богатейшем профессиональном опыте, а также занимается писательским трудом. Преподавание беллиденса само по себе награда за труд. Это прекрасный способ одновременно и заниматься своим любимым делом - танцевать, и исследовать средневосточный танец, становясь его знатоком, и делиться знаниями с ученицами.
Ваша вовлеченность в танец содействует творческому развитию – вашему и чужому. Вы помогаете женщинам учиться новому артистичному виду самовыражения. Вы преподаете им множество движений и техник и сообщаете информацию о средневосточной музыке и культуре в целом.
Вы пребываете в ответе за передачу знания традиционных танцевальных стилей чужеземных культур. Одновременно с этим вы располагаете свободой создавать собственные стили беллиденса, и ваше творческое мастерство растет по мере того, как вы все больше погружаетесь в искусство средневосточного танца.
Технический аспект преподавания беллиденса вы уравновешиваете эмоциональной составляющей этого многовекового искусства. Праздники, собрания, смех... вы приветствуете веселый дух танца!
Как педагог вы гордитесь своей почетной ролью наставницы и проводницы женщин в путешествии по краям радости, уверенности и женственности.
Базовые знания, необходимые для преподавания беллиденса
Как педагог вы должны знать общую историю беллиденса. Задают ли вам вопрос ученицы во время занятия, или же вы преподаете какое-то движение, нуждающееся в исторической ремарке – вы должны четко представлять себе историческую ситуацию. Ученицы всегда рады получить детальную информацию, насыщенную интересными фактами. Чтобы гарантировать себе, что ваше преподавание исторически корректно, постоянно работайте с источниками.
Постоянные исследования и тренировки помогут вам на ниве преподавания и сделают вас более опытным, более компетентным педагогом. Преподавание – это нечто большее, чем умение хорошо исполнять движения. Это навык, который совершенствуется посредством обучения и труда. Существует множество возможностей преподавательского совершенствования. Это не только мастер-классы и лекции по беллиденсу, но и фитнес-курсы, психотренинги и программы подготовки учителей. На ваше преподавание влияют любые образовательные программы, которые вы выполняете.
Первостепенной важностью на занятиях обладает безопасность ваших учениц. Вы должны уметь привить ученицам правильную осанку и на каждом уроке исполнять с ними безопасные разминки и заминки. Существует множество фитнес-курсов, посвященных этим вопросам.
Особое внимание уделяйте спинам, коленям и суставам ваших учениц – эти области подвергаются высокой опасности до тех пор, пока вы не передадите ученицам навыки правильного и безопасного исполнения движений. Как педагог танца вы также должны всегда уметь оказать ученице первую помощь.
Изучайте многообразные безопасные растяжки и техники разминки, которые можно использовать на занятиях. Размашистые, расслабленные движения должны стать неотъемлемой частью ваших разминок. Такие движения как шаги на месте или по периметру помещения с поднятыми руками способствуют притоку крови к зонам, наиболее интенсивно задействованным на занятии – ногам, бедрам, рукам и т.д.
Мускулы следует растягивать осторожно, плавно, без рывков и только когда тело разогрето.
Ценность сообществ и возможности для обучения
Как педагог вы должны продолжать собственное обучение до тех пор, пока обучаете других. Обучение поможет вам сохранить любовь к танцу и позволит быть в курсе всего, что происходит в местном и международном сообществах танцовщиц вашего стиля.
При любой возможности посещайте семинары и мастер-классы. Обменивайтесь классами с другими педагогами. Сотрудничество с другими школами беллиденса – прекрасный вариант самосовершенствования и полезный педагогический инструмент. Великодушные педагоги всегда поощряют своих учениц на уроки у других учителей и занятия в других школах.
Преподавание и исполнительская деятельность позволят вам установить связи с местными средневосточными сообществами, с диаспорами. Представители диаспор могут помочь вам с музыкой, последними видеозаписями и, конечно, научат чему-то новому.
Ваши горизонты расширяют и путешествия – особенно путешествия на фестивали и мастер-классы. Ценные знания, приобретенные там, будут по достоинству оценены вашими ученицами.
Когда вы понимаете, что нуждаетесь в конкретном информационном материале, обратитесь за помощью к интернету, библиотекам или собственным учителям танца. Создайте базу танцовщиц, которые специализируются в узких областях: располагают глубокими познаниями в конкретном стиле, богатым опытом конкретного формата выступления или отличаются мастерством в какой-либо конкретной технике, будь то танцевание под барабанное соло, исполнение египетского балади, работы с платком, таксима и т.п.
Преподавание, содействующее наиболее эффективному обучению
На ваших занятиях присутствует множество учениц. Некоторые из них являются природными талантами, некоторые – опытными танцовщицами, другие – абсолютные новички. Чтобы все они получили от занятий пользу, вы должны практиковать личный подход к каждой, сохранять спокойствие и уметь преподать материал просто, понятно и уверенно.
Чтобы обучить класс движению, станьте к ученицам лицом и покажите им мышечные группы, вовлеченные в исполнение, и безопасные техники. Экспрессивные, эмоциональные, круговые движения и таксим лучше всего преподаются, когда ученицы располагаются вокруг вас. Комбинации, степы и повороты следует преподавать при стандартном расположении учениц, демонстрируя движение как фронтально, так и со спины.
Некоторые ученицы учатся глазами, поэтому визуализируйте движение предельно ясно. Другие учатся при помощи физических ощущений, поэтому вам следует поинтересоваться у класса, кто из присутствующих желает, чтобы вы наставляли их на правильное исполнение при помощи касания, контактного руководства. Всегда подходите к ученице сбоку, а не спереди, что может показаться навязчивым, и не сзади, что может вызвать испуг.
Тем, кто учится посредством слуха, нужны реплики, поэтому называйте и проигрывайте ритмы, и не бойтесь их «петь» - многие ученицы прекрасно откликаются на такую вербализацию и по достоинству оценивают педагога, который вокализирует музыку и сопровождает движения пением или другими речевыми сигналами.
Будьте предельно ясны, стремитесь к максимально четкому выражению мыслей. Повторяйте столько, сколько необходимо. Внимательно следите за исполнением движения ученицами и контролируйте его правильность и безопасность. Поощряйте обратную связь. Спрашивайте, как ощущается движение, не нужна ли помощь, не требуется ли более подробное объяснение или контактное руководство.
Некоторые ученицы с развитыми навыками подражания могут зеркально вас отражать, то есть симметрично копировать ваши движения. Другим же необходимо, чтобы вы располагались как они, спиной к ним, дабы у них была возможность вторить вашим движениям, мысленно их не переворачивая.
Зеркала лучше использовать как можно реже, поскольку истинное ощущение движения зачастую искажается отраженным в зеркале образом. Обращайте свой класс лицами к разным стенам и руководите группой так, чтобы стоящие сзади регулярно оказывались впереди.
Работа с партнером, игра в подражание, линейные групповые танцы и хороводы, игровая хореография позволяют вашим ученицам перемешаться и стать группой, испытать общую радость средневосточного движения. Такая совместная работа подчас создает отменные хореографические идеи.